В первый класс – в самый раз? В каком возрасте пора идти в школу.

 

 

Согласно приказа Министерства образования и науки ДНР №323          от 17.07.2015  Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

П.10 Прием в первый класс осуществляется по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей в общеобразовательную  организацию на обучение по  образовательным программам начального общего образования в более позднем возрасте с учетом рекомендаций психолого -медико-педагогической консультации (ПМПК)

 

         Несмотря на стремление многих родителей отдать ребенка в школу в 6 лет и на согласие Минобразования брать детей в первый класс в 6 с половиной лет, многие практикующие психологи считают, что 6‑летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. У него преобладает непроизвольная память, то есть тот вид памяти, при котором запоминание происходит без волевых усилий (в отличие от произвольной памяти, когда мы запоминаем что-то и воспроизводим при участии активного внимания и с использованием волевых усилий).

Специфика внимания 6‑летнего ребенка такова, что он способен заниматься одним и тем же делом не более 15 минут, так что «осилить» 45‑минутный урок он не в состоянии. Низкие отметки, замечания учителя вызывают у него тревогу, ощущение незаслуженной обиды, и в связи с этим пропадает само желание учиться. Шестилетние дети чувствуют себя гораздо комфортнее при обучении в подготовительных группах детского сада. 6-летние дети по уровню своего психического развития остаются дошкольниками. Они сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у них преобладает непроизвольная память – запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить. Шестилетки способны заниматься одним и тем же делом не более 15 минут. Им сложно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий – «дошкольного» режима, игровых методов обучения и др.  Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе. Этот процесс был естественным образом включен в их жизнь, он поддерживался врожденной любознательностью ребенка, его активностью, потребностью в новых впечатлениях.

В противоположность этому, школьное обучение носит не спонтанный, а целенаправленный, регламентированный характер, требующий от детей иных, по сравнению с предшествующим периодом, механизмов обучения. В частности, он предполагает произвольную деятельность, волевую регуляцию поведения,  настойчивость, усидчивость, терпение и другие волевые качества.

 

Возраст первоклассника – 6 лет или 7? Ежегодно множество родителей задается этим вопросом: в каком возрасте отдавать ребенка в школу? В пользу шести лет приводятся аргументы типа: «он/она – очень развитый ребенок», «мальчику лучше пойти с 6 лет, чтобы успеть поступить до армии», «дети моих знакомых пошли с шести – и ничего» – и еще множество других резонов. Среди них достаточными основаниями для поступления в школу с 6 лет я назвала бы следующие: - ребенок действительно хорошо читает, считает и, возможно, даже пишет; - ребенок здоров, он не относится к часто болеющим (более 5-6 раз в год) детям – то есть, у него крепкий иммунитет, нет хронических заболеваний и уж тем более нет таких особенностей развития, как гиперактивность, синдром дефицита внимания (это не когда ребенку уделяется мало внимания, а проблемы с концентрацией имеются в виду), аутизм, задержка психического развития и прочие подобные нарушения; - ребенок хорошо социально адаптирован, он легко налаживает контакты и, желательно, имеет опыт посещения детских дошкольных учреждений (от детских садов до школ раннего развития – любых детских коллективов); - ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире, знает полные фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий, свой адрес, телефоны родительские и домашний, понимает назначение школы и правила учебы в ней; - ребенок хорошо владеет речью, не заикается, достаточно четко произносит все звуки, имеет достаточный для своего возраста словарный запас; - у ребенка адекватная самооценка, низкая тревожность и утомляемость, невысокая эмоциональная возбудимость, развитая самостоятельность; - первый класс будет вести очень грамотный, добрый и понимающий педагог; - дорога в школу не слишком долгая, не более 20-30 минут – иначе ребенок устанет еще до начала учебного дня.


 Внимание, родители!: только при сочетании всех вышеперечисленных факторов поход в  школу шестилетки будет оправдан. Необходимо трезво и объективно взвесить свои возможности. Например, если ребенок отлично считает – это еще не показатель школьной зрелости. Может ли он удерживать внимание на одном и том же предмете в течение не менее 15 минут? Так ли хороши его успехи в письме, как и в математике? Пишет ли он печатными буквами или же прописными? (А это колоссальная разница: если малыш пишет печатными буквами, не факт, что его мелкая моторика готова к воспроизведению тех элементов, которые предусмотрены в возрасте 7 лет – а именно к этому возрасту окончательно «созревает» мелкая моторика кисти и пальчиков). И вообще – хочет ли он сам в школу? Плюс еще важный момент: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное же развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям посторонних, но значимых взрослых; задач по упорной и самостоятельной работе над чем-то трудным и требующим усилий. То есть, обученность и общий уровень развития – в том числе и эмоционального – это отнюдь не синонимы! И, кроме всего прочего, помимо обучаемости и усидчивости, если еще такая штука, как здоровье и иммунная нагрузка. То есть, первоклассник должен быть настолько физически и иммунно силен, чтобы, попав в класс с 20-30 другими детьми, имел силы отработать свой рабочий день и плюс противостоять неизбежным в большом коллективе инфекциям. Существуют методики определения так называемой «школьной зрелости», согласно которым в баллах оценивается готовность ребенка к школьному обучению. Если вы сомневаетесь в его силах и подготовленности, сходите на консультацию к детскому психологу и проверьте потенциал своего чада. Если по вашим ощущениям и согласно заключению психолога ребенок к школе готов – нет причин не пойти туда в шестилетнем возрасте. Но если нет – стоит все же подождать, пока организм окрепнет и наберется сил, а нервная система созреет.


В последний предшкольный год следует уделить внимание укреплению здоровья будущего первоклассника, а также расширению его кругозора и общего развития. Будет просто прекрасно, если родители найдут время, деньги и силы для обучения ребенка основам чтения, счета и письма – либо своими силами, либо в детском учреждении: это значительно снизит нагрузку на малыша в «большой школе». Как правило (без натяжек и без учета родительских амбиций, искажающих картину), реально к обучению с 6 лет готовы не более 10% детишек. Остальным все же лучше идти в школу в традиционное время, какие бы резоны не приходили на ум родителям, потому что от успешности адаптации к школе зависит очень и очень многое: ощущение успешности своей личности у самого ребенка, его самооценка, причисления себя к «удачливым» или же к «неудачникам». Поэтому, вместо того, чтобы руководствоваться мыслями об успехах детей друзей и знакомых или же соображениями об армии, относящимися к туманному будущему, лучше трезво оценить настоящее и обеспечить своему ребенку удачный старт в эстафете длиной в целых 10 лет.

На самом деле, психофизиологическая готовность к школе - это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных
систематических занятий, мы можем судить по многим факторам.

1. Есть ли желание учиться?

 
Психолог Михаил Гинзбург предложил такой способ узнать это. Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.

Один говорит: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил".

Второй: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился".

Третий: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть".

Четвертый: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким".

Пятый: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь".

Шестой: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки".

Спросите своего малыша: как он считает - почему надо учиться? Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой хоть и интересной, но тяжелой работой, как учеба.

2. Может подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?


Есть такая игра: "Да" и "нет" не говорить, "черное" и "белое" не называть". Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: "Ты любишь шоколад?", "Какого цвета мороженое?". Он должен отвечать, не говоря слов "да" и "нет", не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок.


3. Развита ли речь? Это один из самых важных критериев готовности к школьному обучению.

Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа - наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо развит фонематический слух?

Поиграйте в игру "Назови лишнее слово". Вы выбираете какое-то слово, например, "гора", и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка - услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет "лишние" слова, значит с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра - "Назови звуки". Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах "свет" (оба звука согласные), "корма" (первый звук - согласный, последний - гласный), "индюк" (первый звук - гласный, последний - согласный), "езда" (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой "Раздели слово". Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: "корова", "кадушка", "лепешка", "караван"...

5. Умеет ли выполнять логические операции; устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?


Попросите ребенка закончить предложения: "Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...", "Прошел дождь, поэтому...".

В игре "Четвертый лишний" предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.


Игра "Аналогии" поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых - пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: "день - ночь, лето -... (зима)"; "часы - время, градусник - ... (температура)", "глаз - зрение, ухо -... (слух)".


Если ребенок допустил не больше 1-2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.


6. Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Если у ребенка в 6-6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу - он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов - тоже.

Желаем успехов !

 

                                               Уважаемые родители!

 

Если вашему ребенку на 1е сентября не исполнится 6 ,6 лет, и вы хотите  отдать ребенка в школу, Вам необходимо обследовать ребенка и получить рекомендации в ПМПК отдела образования администрации г.Докучаевска.

Мы Вас  ждем   с 15 августа 2016г. по адресу: ул. Центральная, 44 I этаж

 

 

 

 

 

 

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Поиск
Календарь
Архив записей